Автор: Ирина Стаценко, профориентолог, к.э.н., основатель Профориентационного центра
4 шага к выбору профессии для тебя!

Шаг 1. Понять интересы

Чем тебе реально нравится заниматься? Дай волю мечтам и посмотри, какие профессии могут зажечь искру!


Шаг 2. Оценить сильные стороны

Что у тебя получается лучше всего? Определи свои таланты — это ключ к успеху в будущем.


Шаг 3. Изучить разные профессии

Почитай, посмотри видео, пообщайся с профи! Узнай больше о тех, кто уже нашёл своё дело.


Шаг 4. Составить план

Определи, что нужно, чтобы начать путь к мечте: курсы, навыки или первый опыт. Начни действовать!


Или обратись к профориентологу. Получите экспертный взгляд.

Автор: Ирина Стаценко, профориентолог, к.э.н., основатель Профориентационного центра
ЧЕК-ЛИСТ: 30 КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ВУЗА



I. ОЧЕВИДНЫЕ КРИТЕРИИ


1. Проходные баллы ЕГЭ

Показывают реальный спрос на направление.

Смотрите: динамику за 3 года.

2. Количество бюджетных мест

Чем их больше → тем меньше конкурс.

Полезно сравнить несколько вузов по одному направлению.

3. Стоимость обучения

Важно понимать: цена ≠ качество.

Уточните про рассрочку, скидки, индексацию стоимости.

4. Направления и профили подготовки

Изучите учебный план, дисциплины, практики.

Профиль должен совпадать с интересами ребёнка.

5. Госаккредитация и лицензия

Гарантия легитимности диплома.

Проверьте: на сайте Рособрнадзора.

6. Формат обучения

Очное, заочное, очно-заочное.

Уточните, как реально проходят дистанционные занятия.

7. Срок обучения

4 года — бакалавриат, 5–6 — специалитет.

Спросите про индивидуальные траектории.

8. Экзамены и минимальные баллы

Какие предметы реально влияют на конкурс?

Изучите прошлогодние конкурсные списки.

9. Учёт индивидуальных достижений

Как вуз оценивает ГТО, портфолио, волонтёрство, олимпиады.

Разница между вузами может быть до +10 баллов.

10. Рейтинг вуза

Смотрите не цифру, а критерии, по которым рейтинг составлен.

Сравнивайте несколько рейтингов.

11. Трудоустройство выпускников

Куда идут работать через 1–3 года?

Посмотрите реальные вакансии и резюме выпускников.

12. Стажировки и партнёрства с компаниями

Есть ли реальные, живые практики, а не «для галочки»?

Обязательно уточняйте, куда фактически попадают студенты.

13. Условия общежития

Комфорт, безопасность, стоимость.

Важно: попросить показать не «показательную комнату», а реальный этаж.

14. Инфраструктура

Современные лаборатории, техника, библиотека, коворкинги.

Осмотрите корпуса после занятий — видно, что действительно работает.

15. Внеучебная среда

Клубы, проекты, волонтёрство, студенческие объединения.

Живой кампус — это сообщество, возможности и рост.

II. СКРЫТЫЕ КРИТЕРИИ (главные показатели «моё / не моё место», которые нельзя увидеть на сайте)

16. Интонация и стиль общения преподавателей

Уважение или подавление? Диалог или «делай, как сказано»?

Проверьте: посетите одно открытое занятие.

17. Атмосфера ожиданий

Ждут самостоятельности или послушания?

Это сильно влияет на мотивацию.

18. Тип доминирующего мышления на факультете

Теоретический? Практический? Творческий?

Если стиль мышления не совпадает с вашим — будет тяжело.

19. Наличие «живой науки»

Есть реальные исследования, лаборатории, проекты?

Если нет науки → нет развития.

20. Роль студента в экосистеме

Студент — партнёр, соавтор, участник НИР или «масса»?

Посмотрите, участвуют ли студенты в исследованиях и проектах преподавателей.

21. Ритуалы и внутренние нормы

Как здесь принято сдавать, спорить, решать конфликты?

Ваши ценности должны совпадать с нормами среды.

22. Горизонтальные связи между студентами

Есть комьюнити или каждый сам за себя?

Сильные связи → лёгкая адаптация.

Слабые → одиночество и стресс.

23. Типичные студенты этого факультета

Кто здесь преобладает: исследователи? творцы? карьеристы? спокойные? амбициозные?

Совпадение ценностей важно не меньше программы.

24. Реакция на инициативу

Идеи поддерживают? Или считают лишними?

Это отличает среду развития от среды выгорания.

25. Уровень бюрократии

Быстро ли решаются вопросы?

Если нужно 5 подписей ради одной справки — будет сложно.

26. Настоящие ценности кафедры

Что по-настоящему важно: студент, результат, отчёты, рейтинги?

Смотрите на реальные действия, а не на лозунги.

27. Репутация преподавателей в профессиональной среде

Сильные эксперты или формальные исполнители?

Проверьте публикации, выступления, участие в конференциях.

28. Степень свободы в образовании

Гибкость — важный показатель продвинутой образовательной среды.

29. Совпадение учебного ритма со стилем жизни

Высокий темп? Жёсткие дедлайны? Спокойная размеренность?

Нужно попасть в комфортный ритм.

30. Невидимый код «кто здесь свой»

Манера речи, ценности, ритм, стиль мышления.

Совпадает ли внутренний «код факультета» с вашим?

Профориентационный центр Ирины Стаценко
Обратная связь
Российская Федерация
г.Кемерово, пр. Химиков, 43б
Российская Федерация
г.Кемерово, пр. Химиков, 43б
Made on
Tilda